Пресса

TUVA.ROCK и перерождение души (Журнал MUSIC BOX, январь-февраль 2015 г.)

Лишь глухонемые жители необъятной не ведают о том, что горловое пение Тувы, Алтая и соседних регионов — самый востребованный и раскрученный на Западе жанр отечественной музыкальной сцены. Наиболее известный из гастролёров — квартет ХУУН-ХУУР-ТУ, имеющий близкий к культовому статус во многих странах. Их приглашают в Голливуд для записи саундтреков блокбастеров, с ними сотрудничали Фрэнк Заппа (Frank Zappa), KRONOS QUARTET, их концерты в Лос-Анджелесе посещают звёзды мировой музыки. Наряду с ХУУН-ХУУР-ТУ, общепризнаной легендой тувинской музыки по праву считаются Альберт КУВЕЗИН, отпочковавшийся от вашеназванного коллектива, и группа ЯТ-ХА, бессменным руководителем которой он является. Впервые автор этих строк увидел выступление Альберта Кувезина на международном фестивале «Голос Азии» в 1990 году, где сам Брайан Ино (Brian Eno) вручил Альберту специальный приз. Альберту удалось успешно избавиться от покровителей в западной индустрии развлечений, по- путно сменив многих музыкантов. Но, главное, он сохранил при этом верность своему юношескому желанию соединить самое лучшее, что он любил с детских лет, — традиционную музыку тувинских гор (сам он поёт довольно редким стилем горлового пения «канза, кыргараа, хоомей») и лучшие образцы западного рока и прогрессивного панка.

 

MUSIC BOX: Альберт, ты веришь в знаковость сновидений?

АЛЬБЕРТ КУВЕЗИН: Не только верю, но и стараюсь их программировать.

 

MB: В юности, когда ты начинал заниматься музыкой, снилось ли тебе в самых благодушных снах, что ты будешь гастролировать по европейским столицам и в качестве гостя выступать на крупнейших музыкальных фестивалях мира?

АК: Нет. В юные годы я думал совершенно о другом — о красивых лошадях. Мечтал открыть свою конеферму.

 

MB: Хочешь ли тем самым сказать, что не вполне доволен развитием сюжета твоей жизни?

АК: На самом деле осуществился главный аспект моей мечты — путешествия. Я постоянно перемещаюсь, совершаю путешествия из одного измерения в другое. Мой конь теперь — это моя гитара. В принципе, эти вещи — музыка и конеферма — не такие уж близкие для многих, для лондонского андерграунда, например. Но я думаю, что мои детские сны и мечты осуществились в своём глубинном смысле.

 

MB: Благодаря твоему коню-гитаре?

АК: Ну да. В принципе, я теперь решил вопрос с конями: чёрный конь может символизировать одно, белый — другое. А в моём табуне есть и чёрные, и белые, и гнедые кони

 

MB: Даже для самой по себе экзотической сферы world music направление твоего творчества довольно уникально. В отличие от традиционной музыки квартета ХУУН-ХУУР-ТУ, с которым ты начинал музыкальную карьеру и успех которого в некоторой степени программируем, ты со своей группой ЯТ-ХА задаёшь тон, даже, можно сказать, диктуешь моду, а не плетёшься в колонне этнических музыкантов, спекулируя лишь элементами экзотики. Я слежу за твоим творчеством со времён нашей первой встречи в Алма-Ате на упомянутом выше фестивале «Голос Азии». Когда тебе пришло в голову отойти от традиционной этнической музыки и создать свою команду?

АК: И я тебя помню... Раскрою секрет: группа задумывалась как джаз-роковая с элементами панка и этники ...

 

MB: Это, наверное, Теодор Левин, продюсер первого альбома, поменял направление на аутентичное?

АК: Действительно, американцы настояли на музыке более удобоваримой для американских ушей. А для меня самого с годами стало ясно, что тувинский рок и тувинский фолк по сути одно и то же. Наша музыка без границ. Первый наш альбом «Енисей-панк» («Yenisei Punk») спродюсировал Лю Эдмондс в 1995 году. Потом мы создали свой лейбл и выпустили на нём в 2000-м «Алтын Дашка» («Aldyn Dashka») и в 2001-м — «Bootleg», на котором собрали треки с наших живых выступлений во время европейских туров. А в 2003 году мы издали «Тува.Рок» («Tuva.Rock»)...

 

MB: «Tuva.Rock» — это твой четвёртый по счёту альбом, спродюсированный Полем Коркеттом (Paul Corkett — PLACEBO, Nick Cave, THE CURE). Альбом получился противоречивым, полным метаний и сомнений. Собственно, как и само твоё мировоззрение...

АК: А в 2005-м году мы выпустили альбом «Re-Covers» с песнями JOY DIVISION, IRON BUTTERFLY, KRAFTWERK и других, спетыми горловым пением.

 

MB: То ты, Альберт, в Лондоне... а вот сейчас, выступив в Москве на открытии выставки Зорикто Дорджиева, летишь в Кызыл... Ты, вообще, с каким географическим местом связываешь своё будущее?

АК: Мир — это одно целое, границы между странами и народами стираются, когда путешествуешь и познаёшь его. В идеале моё будущее — это возможность и дальше странствовать по всему миру. А родина одна — мой родной город Кызыл.

 

MB: Границы в наше время стираются и благодаря интернету и другим современным коммуникациям... Я не раз в глянцевых журналах натыкался на статьи о том, что женщинам не рекомендуется исполнять горловое пение...

АК: Сейчас много женщин исполняют горловое пение, и есть даже группы, целиком состоящие из исполнительниц, например ТЫВА КЫЗЫ. Раньше считалось, что горловое пение может навредить детородной функции. Но после перестройки женщины Тувы стали петь, и одной из первых начала использовать в своём творчестве горловое пение Саинхо. А сейчас уже в школе и училищах девчонкам преподают традиционный способ пения, и оказалось, что это не так уж и вредно. Правда, если не видеть исполнительниц, на слух это может показаться пением подростков.

 

MB: Раньше были только вы — ХУУН-ХУУР-ТУ и ЯТ-ХА, а теперь всё больше и больше коллективов Тувы гастролируют по миру. Этот факт тебя вдохновляет, или ты рассматриваешь его как примету конкуренции?

АК: Мы всегда стараемся помочь начинающим музыкантам. Помнишь, я подарил тебе диск молодой тувинской команды ГЕНДОС — для ознакомления с их творчеством?

 

MB: Да, я крутил их записи в своей радиопрограмме. Значит, будем и дальше развивать чувство единения и дружбы в отдельно взятом интервью и поддерживать то, что не удалось развить в отдельно взятой стране...

АК: ...Возвращаясь же к самой технике горлового пения, нужно подчеркнуть, что оно на самом деле не совсем горловое, так как певческая глотка зажимается и создаётся щель в верхней части горла, дыхание при этом опирается на диафрагму. Пусть термин «горловое пение» останется на совести музыковедов, но это больше гортанное или грудное пение. Расщепление звука происходит в верхней части горла, которое позволяет долго удерживать звук и манипулировать им. А основной басовый звук, остинатный, идёт на другой частоте.

 

MB: Кстати, в немецком языке этот тип исполнения называется именно гортанное пение (kehlkopf-gesang), а не горловое. Ты, судя по твоему подробному описанию, ведёшь на Западе воркшопы, обучая людей горловому пению?

АК: Конечно, приходится отвечать на вопросы интересующихся, но специально обучать людей я не люблю.

 

MB: Рок всегда был уделом музыкантов-бунтарей. Какие чувства стараешься ты пробудить своей музыкой у публики?

АК: На раннем этапе у меня тоже было много бунтарства: против официоза, попсы и прилизанного «ряженного» фольклора, против неприятия всеми моей интерпретации национальной музыки и неприятия многими моего пения, против той системы в целом. Потом уже была цель показать всему миру, что есть такой народ тувинцы и его музыка, причём уже современная. Но в целом цель моего творчества — передать позитивную энергию, произвести энергообмен. Надеюсь, рок до сих пор живёт во мне.

 

MB: Альберт, ты избран депутатом Верховного Хурала (парламента) республики Тувы. Что для тебя значит быть патриотом?

АК: По моему мнению, патриот не кричит о своём патриотизме на каждом углу и не проявляет агрессии по отношению к другим. А делает что-либо, чтобы улучшить жизнь и даже судьбу своих сограждан, соплеменников и земляков. Я больше чувствую себя патриотом Земли и солнечной системы, но всё же многие годы пропагандировал на нашей Земле родную Туву и её музыку.

 

MB: Если читатель Music Box решит по прочтении этого материала заказать один из твоих дисков, с какого альбома ты рекомендуешь начать знакомство с твоим творчеством?

АК: Для тех, кого интересует роковое звучание, рекомендую «Tuva.Rock». Тем, кто любит коммерческий фолк типа World Music a la Real World в современной аранжировке — пожалуйста, есть «Алдын Дашка» и «Далай Белдири». Есть и смесь электроники с танцевальными ритмами и шаманизмом — в нашем совместном проекте с Иваном Соколовским «Антропофагия». Кому нравится оригинальный подход к известным вещам, пусть познакомятся с альбомом «Re-Covers», а предпочитающим акустику и авторскую песню с претензий на концептуальность порекомендую «Поэты и Маяки». А вот культовость и реформаторство при желании можно найти в «Енисей-Панк». Есть ещё концертные альбомы — для любителей ...

 

MB: Что занимает твою голову сейчас?

АК: В моей голове сейчас хаос... В чём же смысл моей жизни? Каким путём идти дальше? Какую музыку сочинять и исполнять? Как, будучи депутатом, остаться нормальным человеком? Как сочетать всё это? Как остаться свободным и независимым?..

 

MB: Какой Урок проходит ныне твоя Душа?

 

АК: Моя Душа, думаю, на данном этапе сильно переживает, что я меньше занимаюсь музыкальным творчеством. Одновременно стараюсь учиться мудрой простоте. А ещё Душа определяется: переродиться ли ей на Земле ещё раз или уже достаточно?

 

Текст: Назим Надиров 

Источник: Журнал MUSIC BOX, январь-февраль 2015 г.


Назад
© 2009 Этно-рок-группа Yat-Kha. Все права защищены.
Контакты
Evo-artСайт разработан в студии EVO ART
Разработка сайтов, графический дизайн